Меню Рубрики

Что было создано на заре человечества. На заре человечестваНеизвестная история наших предков (Покет)

1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

воспитание, традиции общества, закон

4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

Класс: 4

Тема урока: На заре человечества.

Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Задачи урока:

1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

Оборудование:

1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

2. Выставка творческих работ учащихся.

3. Презентация “На заре человечества” с

использованием ИКТ.

4. Экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

! Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

– Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

(Ответы учащихся )

– По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

С-2. Чем же человек отличается от животного?

(Ответы учащихся)

III. Сообщение темы урока.

Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

С-3. “На заре человечества”

С-4. “Первые предки”

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

С–5. “Древесные жители”

Это были древесные животные, напоминающие по своему

строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

линии животных, ставших впоследствии предком человека.

С-6. Почему современного человека называют разумным?

(Ответы учащихся)

– Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

(Ответы учащихся)

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

(Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

– На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

С-9. Почему охотились сообща?

Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

С-10. Первые орудия труда

Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

С-11. Орудия труда сделанные людьми.

С-12. Каково было основное занятие древних людей?

(Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

– Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

(Ответы учащихся )

– Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

С –14. Как вы думаете, моглали семья выжить в одиночку?

(Ответы учащихся )

– В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами .

С-15. В чем жили неандертальцы?

(Ответы учащихся )

С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

С-19. Вследствие чего возникла религия?

(Ответы учащихся)

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

(Ответы учащихся)

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

– Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

IV. Закрепление.

С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

– Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

С-29, С-30. Соотнесите людей и животных.

Найдите сходство и различие.

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

V. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.

– Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо– инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл –
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.

Но, несмотря на обладание всей необходимой нейрологической базой для речи, обезьяны начисто лишены способности транслировать мысли в какое-то подобие человеческого языка.

У некоторых видов приматов существуют довольно проработанные системы коммуникации. Например, у гелад есть 22 вида призывов, а у горилл задокументировано около 30 жестовых сигналов. Одна из самых изученных сигнальных систем у животных – репертуар тревожных криков, издаваемых зелеными мартышками, обитающими в Восточной Африке. Жизнь этих обезьян полна опасностей, им постоянно угрожают орлы, леопарды и змеи, и для каждой из угроз мартышки используют свой сигнал тревоги. В ответ на предъявляемые им записи того или иного крика обезьяны сразу вскидывают взгляд на небо, высматривая орла, или смотрят вниз в поисках змеи, или прыгают в кусты, заслышав предупреждение о леопарде.

Интересная параллель с человеческим языком: базовый механизм этой сигнальной системы у мартышек, судя по всему, врожденный, но отлаживается в процессе обучения. Детеныши зеленых мартышек испускают «орлиный» крик в ответ на любые объекты, движущиеся в небе, включая падающие листья, а повзрослев, используют его лишь при виде орла, особенно – боевого орла, но пропускают нехищных птиц, например стервятников.

Можно было бы предположить, что мартышки таким образом придумали слова для обозначения орла, змеи и леопарда, но на деле ситуация иная. Мартышка не может составить два сигнала, чтобы сообщить, что, по ее мнению, «орлы опаснее леопардов». Эти сигналы используются только как тревожная сирена, предупреждающая: «Прячьтесь, в небе орел!» или «Бегите – леопард!»

Мало того, что у животных нет звуковых сочетаний, точно связанных с понятиями, им также недоступен синтаксис. Так, обезьяны капуцины, судя по всему, придерживаются строгого порядка в голосовых сигналах (т. е. клич A испускается перед кличами B и C, но не повторяется после них), но значение таких последовательностей, если оно есть, пока ученым не ясно. Люди упорно пытались научить говорить шимпанзе. Сначала обезьян учили издавать звуки похожие на человеческие. Затем, поняв, что их голосовой аппарат к этому не способен, ученые попробовали язык жестов. Шимпанзе могут выучить немалое число знаков: 125 – по данным занимавшихся с ними педагогов, 25 – по оценкам скептиков, но нет никаких убедительных свидетельств, что они выстраивают эти знаки в какие-то последовательности, чтобы получить новый смысл, а именно в этом и состоит суть человеческого языка. Типичные фразы Нима Чимпски, самца шимпанзе, обученного Гербертом Террейсом из Колумбийского университета, были: «Я банан ты банан ты я дать» и «Дать апельсин я дать есть апельсин я есть апельсин дать я есть апельсин дать я ты». «Способность шимпанзе освоить хоть какие-то основы грамматики оказалась почти нулевой», – заключает Стивен Пинкер из Гарвардского университета.

И все же принцип эволюционного конструирования – непрерывность, и значит, в мозгу млекопитающих должны быть какие-то нейронные сети, которые приспособились генерировать комбинаторные системы грамматики и лексики так же, как ухо млекопитающих приспособилось воспринимать человеческую речь, а голосовой аппарат млекопитающих – ее производить. Недавно необычная команда ученых – этологи Марк Хаузер и Текумзе Фитч совместно с лингвистом Ноамом Хомски – выдвинула гипотезу о том, что человеческая способность строить высказывание эволюционировала из мозговой структуры, у животных отвечающей за другие функции, такие как навигация. Авторы гипотезы считают основополагающим свойством языкового мышления рекурсию, т. е. способность вкладывать одно высказывание внутрь другого, выстраивая сколь угодно длинные цепочки. Рекурсия также может быть полезна и для других способностей, например для навигации, когда животному требуется запомнить путь от A до D с отклонениями к B и C на случай, если дорога непрямая. Если бы гены, кодирующие навигационный модуль мозга, случайно продублировались, то лишний набор мог бы, эволюционируя, принять на себя функцию кодирования картины мира в язык.

Природа языка

Многие считают, что мышление невозможно без языка, что язык и мышление, по сути, одно. Другие отождествляют язык с речью. С точки зрения лингвистики оба утверждения ложны. У животных встречаются довольно сложные мыслительные процессы: шимпанзе, несомненно, знают статусы всех членов своего сообщества и понимают, кого можно привлечь в союзники, но не могут облечь эти смыслы в слова. А речь – лишь одна из форм бытования языка, который также может быть письменным или жестовым, как язык глухонемых. Лингвисты считают такого рода знаковые системы полноценными языками и обнаруживают у них те же свойства, что и у звучащих языков, включая сюда настоящий синтаксис и набор грамматических правил.

С точки зрения лингвистики язык – это не речь, а система передачи смыслов материальными знаками, обычно звуками речи или письмом. Эту передачу мозг осуществляет, как бы пользуясь двумя взаимодополняющими комбинаторными системами, одна из которых производит лексику, другая синтаксис.

Комбинаторная система лексики – это остроумное решение непростой задачи. Многие виды животных общаются при помощи некоторого набора сигналов, обладающих определенными значениями. Если бы человеческий язык был построен по тому же принципу, то сигналов было бы так много, что после энного по счету они становились бы все менее различимыми, сливаясь в однообразную массу. Но естественный отбор нашел способ справиться с бесконечным разнообразием смыслов, построив весь словарь из короткого набора отдельных звуковых «кубиков». Эти кубики могут складываться в бесконечное число комбинаций, а комбинациям произвольно присваиваются значения, чтобы получились слова. Эта система называется комбинаторной, потому что производство слов представляет собой комбинирование блоков-элементов.

Открытый урок по окружающему миру в 4г классе

Желаева Н.Ю.

Т ема: На заре человечества

Цель: - рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Оборудование: презентация, иллюстрации из жизни первобытных людей, мягкие игрушки (обезьянки).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний.

Слайд 1: Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке…..Б.Заходер

О ком идёт речь? (человекоподобные обезьяны )

Какую тему изучали на прошлом уроке? (изучали сходства и различия человекоподобных обезьян и современных людей)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Слайд 2:

К нам в гости пришли три весёлые обезьянки.

Слайд 3: первая обезьянка хочет проверить ваше домашнее задание!

(выполнение теста на листочках + взаимопроверка) Слайд 4.

Слайд 4: вторая обезьянка принесла нам кроссворд. (вместе решаем кроссворд – фронтальная работа) В результате решения кроссворда открываем слово «человек» и делаем вывод о том, что сегодня на уроке речь будет идти уже не об обезьянах, а о человеке.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Слайд 5:

Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение и развитие человека разумного.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Слайды 6, 7, 8:+Работа в учебнике.

На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

Почему древние люди охотились сообща?

Как они готовились к охоте?

Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

Кто заботился о детях?

Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

Слайды 9, 10, 11:

Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (работа в парах)

(два-три на выбор ).

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 15). Подготовить рассказ о том, как люди расселялись по планете и одомашнивали животных.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что является главным условием исторического развития человека?